УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________ Р.Н. Соколова
«27» октября 2010 г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Областного государственного
образовательного учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей
Крестовогородищенской
специальной (коррекционной) школы-интерната
для детей с ограниченными
возможностями здоровья - «Алый парус»
Принята на
Совете трудового коллектива
«28» августа 2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Миссия школы – интерната -
создание благоприятных условий
для полноценного и
гармоничного развития детей
с нарушениями интеллекта,
становления их социального опыта,
формирования духовно –
нравственного потенциала личности
детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Программа развития
ОГОУ для детей – сирот
и детей, оставшихся
без попечения родителей
Крестовогородищенской
специальной (коррекционной) школы – интерната для
детей с ограниченными возможностями
здоровья «Алый парус»
на 2011 – 2015гг представляет
собой долгосрочный нормативно – управленческий документ,
характеризующий проблемы, основные
тенденции, цели, задачи
и направления обучения,
воспитания, развития воспитанников. Включает
в себя особенности
школы, организации кадрового
и методического обеспечения
образовательного процесса, инновационных
преобразований учебно –
воспитательной системы, критерии
эффективности, планируемые конечные
результаты.
В процессе
реализации Программы в
рамках деятельности школы – интерната предполагается создание
модели современной школы,
которая учитывает сущность,
содержание, организацию продуктивного
процесса обучения и
воспитания, объединенных в
приоритетах, соответствующих современной
идеологии образования. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Крестовогородищенская школа-интернат была открыта в
1962 году. В течение 25 лет школа-интернат функционировала как восьмилетняя
основная общеобразовательная школа-интернат. С 1 сентября 1987 года была реорганизована во вспомогательную
школу-интернат, а с 15.07.2002 года в специальную (коррекционную)
общеобразовательную школу-интернат VIII вида для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время школа-интернат раполагается в двух
зданиях – учебный корпус (школа) и общежитие, в котором проживают воспитанники.
Все воспитанники школы-интерната – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, постоянно проживающие в учреждении.
Обучением, воспитанием, медицинским обслуживанием
детей занимаются 44 сотрудника. Из них: -
медицинских
работников (медсестры) - 2
-
социальный педагог - 1
-
педагог-психолог -
1
-
учителей - 16
- воспитателей - 12
-
пом. воспитателей - 12
Педагогический коллектив
целенаправленно работает над повышением качества учебно-воспитательного
процесса. Коррекционно-воспитательной работы с детьми, повышением
профессионального мастерства педагогов.
Качественный состав по
уровню образования выглядит так:
-
высшее образование
– 10 (33%), среднее специальное - 20 (67%)
По
стажу работы: до 2-х лет – 1 человек (3%) от 2-х до 5 лет – 5 человек (15%) от 5 до 10 лет – 3 человека (9%) свыше 10 лет – 21 человек (73%).
Имеют высшую квалификационную категорию – 2 человека (6%), I квалификационную категорию – 8 человек (24%), II квалификационную
категорию – 14 человек (42%) Анализ состава педагогических кадров показывает, что в
школе-интернате сложился стабильный, достаточно квалифицированный коллектив.
В школе 11 учебных кабинетов, 2 швейных мастерских,
столярная мастерская, кабинет ЛФК, спортивный зал, актовый зал, библиотека.
Учебный план школы-интерната построен на основе
Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации. Учащиеся обучаются по
общеобразовательным программам специальных (коррекционных) ОУ VIII вида,
рекомендованным Министерством образования Российской Федерации. Школа-интернат
имеет лицензию на ведение образовательной деятельности. Предельная
наполняемость по лицензии - 90 человек. На
сегодняшний день в школе-интернате постоянно проживают и обучаются 62 воспитанника.
Все воспитанники имеют диагноз «олигофрения» в разной степени.
Школа работает в одну смену. В школе 9 классов.
Режим работы школы определяется шестидневной рабочей неделей, начало занятий в 8.30, конец занятий в 13.30,
продолжительность урока 45 минут. Одним из основных предметов, направленных на
социальную адаптацию умственно отсталых детей-сирот, является трудовое обучение. Именно ему в школе-интернате
отводится большое внимание. Уроки трудового обучения разделяются на уроки
швейного дела, уроки столярного дела, растениеводство и животноводство. В
школе-интернате имеется огород площадью 0,30 га и небольшое подсобное
хозяйство, в котором дети с удовольствием ухаживают за поросятами.
Проживание воспитанников организовано по семейному типу. Всего в
школе-интернате 6 разновозрастных семей.
Каждая семья имеет просторные комнаты-спальни, комнаты отдыха, комнаты личной гигиены.
Режим дня соответствует возрастным и физиологическим особенностям детей. В
школе-интернате организовано шестиразовое питание. Ежедневно в рацион
воспитанников входят фрукты, натуральные соки, салаты, кефир, ряженка.
Внеурочная деятельность воспитанников организуется
воспитателями. В силу того, что, в основном, все воспитанники из
неблагополучных семей и большая часть из них являются сиротами либо лишены
родительской опеки, на первый план в
школе-интернате ставится социализация
воспитанников всеми средствами
учебно-воспитательного процесса, обучение их общению, развитие физических и
творческих способностей воспитанников, охрана и укрепление здоровья,
формирование общеучебных навыков и умений. С этой целью в школе-интернате
воспитатели каждой семьи ведут реабилитационные кружки, которые охватывают 100% воспитанников. Это
кружки: «Сказочный мир бумагопластики», «Умелые руки», Квилинг «Весёлые полоски», Игрушки из массы для лепки «Игрушечная мастерская», вязание крючком, вышивка «Своими руками». Для старших воспитанников в вечернее время работают
спортивные секции. Это: «Футбол»,
«Пионербол», «Волейбол», «Баскетбол», «Общая физическая подготовка». Также в
вечернее время работают кружки «Танцплощадка» и «Фольклорный». Кроме того,
воспитанники школы-интерната посещают кружок эстрадного
пения при Сельском
Доме культуры. Таким образом, для осуществления
коррекционного учебно-воспитательного процесса в школе-интернате создаются необходимые условия. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы
|
Развитие Областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей Крестовогородищенской специальной (коррекционной)
школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья - «Алый
парус»
|
Основание для
разработки
|
Постановление Правительства Ульяновской области от 27.06.2008г. № 292-П
«О повышении эффективности деятельности государственных учреждений,
подведомственных исполнительным органам государственной власти Ульяновской
области»
|
Основной
разработчик
|
Министерство
образования Ульяновской области
Областное
государственное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Крестовогородищенская специальная
(коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями
здоровья - «Алый парус»
|
Исполнители
мероприятий
|
Министерство
образования Ульяновской области
Областное
государственное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Крестовогородищенская специальная
(коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями
здоровья - «Алый парус»
|
Задачи программы
|
Формирование эффективной
системы для комплексного решения
проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение условий для полноценной жизни и интеграции в общество,
обеспечения реализации законных прав,
гарантий и льгот, предусмотренных для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством. Создание условий,
способствующих воспитанию детей-сирот в приемных семьях (опека, патронат,
усыновление). Обеспечение максимально возможной
реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. Совершенствование системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
|
Срок реализации
|
2011 – 2015 годы
|
Ожидаемые конечные результаты реализации
Программы:
|
Наименование
показателей
|
1.Укрепление
материально-технической базы образовательного учреждения для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей - 100%
2.Удельный вес воспитанников
областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи граждан
Российской Федерации – 3%
3.Удельный вес детей охваченных
программами дополнительного образования от общего количества воспитанников –
75%
4. Удельный вес воспитанников,
совершивших правонарушения, самовольные уходы к общему количеству
воспитанников – 3%
5. Удельный вес педагогов,
прошедших повышение квалификации – от потребности 100%
6. Обеспечение эффективного
использования бюджетных средств – 100%
7. Обеспечение соблюдения
техники безопасности и пожарной безопасности – 100%
8. Своевременное и качественное
предоставление заявок на проведение конкурсов и торгов и заключение договоров
на оказание услуг – 100%
9. Обеспечение сохранности
государственного имущества – 100%
|
Плановое значение
показателей по итогам реализации Программы
|
1.
Увеличение количества воспитанников устроенных в
семьи граждан Российской Федерации до 36 % от общего количества воспитанников
- 3%
2.
Увеличение количества воспитанников, охваченных
программами дополнительного образования
до 80% от
общего количества воспитанников – 75%
3. Уменьшение количества воспитанников,
совершивших правонарушения, самовольные уходы до 5% к общему количеству
воспитанников – 3%
4. Увеличение количества педагогов, прошедших повышение квалификации
до 100% – от потребности 100%
5.
Укрепление материально-технической базы областного государственного
образовательного учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей на 100% от потребностей – 100%
|
Расходы на
реализацию Программы
|
Общий объём финансирования
Программы за счёт средств областного бюджета
и внебюджетной деятельности
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ
Описание задач
Программы
|
В Ульяновской области с 1963 года
функционирует Областное
государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей Крестовогородищенская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей с ограниченными возможностями здоровья - «Алый парус», в
которой обучается 90 воспитанников (по
лицензии).
В 2010 году в Областном государственном образовательном
учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Крестовогородищенской специальной
(коррекционной) школе-интернате для детей с ограниченными возможностями
здоровья - «Алый парус» охвачены программами дополнительного
образования 50 воспитанника, 62% от общего количества воспитанников.
Совершили правонарушение - 0 воспитанников, самовольные уходы - 2
воспитанника, 3% к общему количеству воспитанников.
Прошли повышение квалификации 30 педагогов,
86% к общему числу педагогов, работающих в учреждении
Принятие
Программы позволит осуществить на областном уровне систему мер, направленных на формирование
и реализацию государственной политики по отношению к детям сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, и обеспечивающих их
социальную защищенность, профессиональную подготовку, максимальную
реабилитацию и полноценную интеграцию в общество.
|
Методика расчета и
(или) получения показателей конечного результата
|
Наименование
показателя
|
Методика расчёта
|
Удельный вес воспитанников
областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи граждан
Российской Федерации (в процентном отношении от общего количества
воспитанников).
|
К 1 К = ----x100%, 4,94=4:81х100% К общ. где К1 является удельным весом детей, переданных в приемные семьи ; К общ. - общее количество воспитанников в возрасте от 1 мес. до 18 лет | Удельный вес детей охваченных
программами дополнительного образования от общего количества воспитанников
|
К 1 К = ----x100%, 61,73=50:81х100% К общ. где К1 является удельным весом воспитанников-выпускников ОГОУ, охваченных программами дополнительного образования, К общ. - общее количество воспитанников | Удельный вес воспитанников,
совершивших правонарушения, самовольные уходы к общему количеству воспитанников
|
К 1 К = ----x100%, 2,47=2:81х100% К общ. где К1 является удельным весом воспитанников ОГОУ совершивших правонарушения, самовольные уходы, К общ. - общее количество воспитанников ОГОУ | Удельный вес педагогов,
прошедших повышение квалификации к общему числу педагогов, работающих в
учреждении
|
К 1 К = ----x100%, 85,71=30:35х100% К общ. где К1 является удельным весом педагогом, прошедших повышение квалификации, К общ. – общее количество педагогов | |