ОГКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Крестовогородищенская специальная (коррекционная) школа – интернат
для детей с ограниченными возможностями здоровья «Алый парус»
«Утверждаю»
Директор школы – интерната «Алый парус»
___________________ Р.Н. Соколова
«______» ____________________ 2010г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«Гармоника»
Возраст: 1 год 9-12 лет
2 год 10-13 лет
3 год 11-14 лет
4 год 12-15 лет
5 год 13-16 лет
1 год – 144 часа (2 раза х 2 часа
2 год – 144 часа (2 раза х 2 часа)
3 год – 144часа (2 раза х 2 часа)
4 год – 216 часов (3 раза х 2 часа)
5 год – 216 часов (3 раза х 2 часа)
Рассмотрена на заседании Программу разработала
педагогического совета Шубина Наталья Вячеславовна
МОУ ДОД Чердаклинского ЦДОд педагог дополнительного
образования высшей
квалификационной категории
Протокол №
от с. Крестово Городище 2010 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
- Отдел художественного и эстетического воспитания.
- Учебное объединение: «Танцевальный кружок»: «Ассоль» - старшая группа. «Капелька» - младшая группа.
- ФИО педагога: Шубина Наталья Вячеславовна.
- Название программы: «Гармоника».
- Утверждена на педсовете, протокол №____от_______
- Продолжительность образовательного процесса:
1 год обучения. 2 раза по 2 часа. Возраст 9 - 12 лет.
2 год обучения. 2 раза по 2 часа. Возраст 10 - 13 лет.
3 год обучения. 2 раза по 2 часа. Возраст 11 - 14 лет.
4 и последующие года обучения. 3 раза по 2 часа. Возраст 12 - 16 лет.
7. Возрастной диапазон освоения программы: от 9 - 16лет.
8. Целевая установка: социоцентрированная.
9. Образовательная область: искусство.
10. Направленность деятельности: художественно - эстетическая.
Виды деятельности: танцевальная и театрализованная деятельность.
11. Форма организации образовательного процесса: групповая.
12. Направленность освоения учебного материала: горизонтальная.
13. Способ подачи содержания: комплексный.
14. Форма реализации: очная.
15. Ожидаемые результаты освоения программы:
Уровень усвоения: общекультурный.
Уровень образованности: компетентность общекультурная.
Уровень содержания образования: творческий.
Уровень действия: продуктивно – творческий.
Уровень культурных ценностей: продуцирование.
16. Степень включённости: репродуктивно - творческая.
17. Адресат: дети с ограниченными возможностями здоровья.
Информационную карту на образовательную программу составила: Шубина Н.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана для детей школьного возраста с ограниченными возможностями, в виде арттерапии, то есть терапии с использованием средств изобразительного искусства, музыки и танца, физических упражнений, театрализации, как эффективного метода коррекции психического и физического состояния детей. Освоение данной программы поможет естественному развитию организма ребёнка, морфологическому и функциональному совершенствованию и коррекции его отдельных органов и систем, профилактике различных заболеваний. Программа «Гармоника» условно разделена на несколько курсов обучения: развивающий и углубленный. Курсы взаимосвязаны между собой. Это позволяют педагогу в случае определённого усвоения воспитанниками учебного материала, перевести учащихся с углубленного курса на развивающий и с развивающего на углубленный курс.
Курс развития.
Все комплексы танцевальных упражнений выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме, преимущественно поточным способом. Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности способствует настройке организма ребёнка на определённый ритм работы, повышает работоспособность, отдаляет наступление утомления, ускоряет протекание восстановительных процессов, возбуждает или успокаивает ребёнка в зависимости от задач занятия, снимает нервное напряжение, помогает бороться с «монотонией». Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают большой, оздоровительный эффект. При этом воспитанники, испытывая неповторимые ощущения от свободы и лёгкости движений, целенаправленно способствуют:
- борьбе с гиподинамией;
- формированию правильной осанки;
- грациозности и изяществу движений;
- гибкости позвоночника;
- подвижности в суставах;
- развитию выносливости;
- воспитанию внимания;
- умению ориентироваться во времени и пространстве;
- развитию ловкости и координации движений;
- умению владеть своим телом;
- благоприятному влиянию на сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную систему организма.
- развитию мелкой моторики, положительно воздействующей на процессы мышления, памяти и исправления нарушений речи.
Цель курса развития: содействие всестороннему развитию физических и духовных сил воспитанников. При этом мы решаем ряд частных задач:
- оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (профилактика плоскостопия и осанка);
- развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма, а так же коррекция зрения;
- совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей, а так же мелкой моторики и проприоцептивной чувствительности;
- содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой, развитие речевого аппарата;
- оказание благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребёнка;
- формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
- содействие воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движении.
Курс углубления.
В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение танца несёт в себе элементы художественного творчества. Танцующий человек стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить своё настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает своё мировоззрение. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни. Художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства - более зрелыми.
Танец учит умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринуждённо двигаться в ритме определённой музыки, получать удовольствие от её красоты. Музыка создаёт эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органичны для природы человека. Восприятие в музыке активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, т. е. обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально – пластического воспитания, одной из задач обучения хореографии - научить видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в танце.
Освоение любого вида хореографии, связано с определённой тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные занятия, построенные на основных положениях, элементах и позициях. Занятия и собственно выступление дают значительную спортивно-физическую нагрузку, что влияет на гармоническое развитие тела, без гипертрофии тех или иных мышц. Танец учит логическому, целесообразно организованному, а потому грациозному движению. Эти качества танца поднимают значение преподавания хореографии в системе воспитания.
По уровню усвоения курс углубления является специализированным, делая переход от элементарной грамотности к функциональной. Рассчитана на творческую степень включённости детей, их самостоятельное воспроизведение учебного материала. Предполагает большие возможности для выражения индивидуальности и собственной интерпретации.
Ведущие принципы построения программы «Гармоника».
Коррекционное, профилактическое и воспитательное воздействие на занятиях арттерапии возможно лишь при соблюдении ведущих принципов, выработанных теорией и практикой физического воспитания и танцевальной культуры.
Принцип научности – построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребёнка.
Принцип систематичности – непрерывность, планомерность использования средств во всех возможных формах их проявления в течение всего обучения.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс занятий с широким использованием всех видов наглядности: зрительной (демонстрация движений педагогом в зеркальном отображении); звуковой (в виде различных звуковых сигналов); двигательной (важно при освоении сложных движений).
Принцип постепенности – обеспечивается усложнением изучаемых движений, ступенчатым и волнообразным изменениям нагрузок, рациональным чередованием нагрузки и отдыха.
Принцип доступности – изучаемый материал должен быть лёгким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся, как залог оздоровительного эффекта воспитания.
Принцип индивидуальности – осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития.
Принцип учёта возрастного развития движения – предусматривает степень развития основных движений у ребёнка, его двигательных навыков.
Принцип чередования нагрузки – важен для предупреждения утомления у детей. Предусматривает такое сочетание средств, когда работа одних мышц, сменяется работой других мышц, оставляя возможность для восстановительных процессов.
Принцип сознательности и активности – предполагает формирование у учащихся устойчивого интереса к освоению новых движений; привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий; развитие сознательности, инициативы и творчества.
Межпредметную связь программы «Гармоника» можно выделить следующим образом:
* хореография;
* русский язык;
* литература;
* музыка;
* биология;
* история;
* физкультура;
* рисование.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ
«ХОРЕОГРАФИЯ»
Занятия по программе 1 – 3 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, еженедельная нагрузка составляет 4 часа. Идеален режим занятий четвёртого и последующих лет обучения (216 часов в год), 3 раза в неделю по 2 часа. Таким образом, недельная нагрузка в коррекционной школе-интернате «Алый парус» составляет 10 часов в неделю, в разработке задействованы две разновозрастные группы «Ассоль» - старшая группа и «Капелька» - младшая группа. При этом если воспитанники показывают отличные результаты, то мы минуя 3 год обучения, реализуем знания 4 года обучения (курс углубления).
1 и 2 год обучения.
В структуру занятия 1 и 2 года обучения входит 3 части: подготовительная, основная, заключительная.
В подготовительной части осуществляется начальная организация учащихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Это достигается с помощью строевых упражнений, специальных упражнений для согласования движений и музыки, различных видов ходьбы и бега, ритмичных танцев, музыкальных игр, общеразвивающих упражнений и других средств, отвечающим задачам этой части занятия. В зависимости от поставленных задач занимает 15 минут от общего времени занятия.
Основная часть занятия занимает большую часть времени и длится 30 + 30 минут. В ней разучиваются специальные коррекционные упражнения, совершенствуется техника и стиль выполнения, отрабатывается согласованность движения с музыкой. Используются комплексы общеразвивающих упражнений, серии танцевальных упражнений и целые композиции, объединённые единым смысловым значением.
В заключительной части решаются задачи восстановления сил после физической нагрузки, занимает 15 минут. За счёт уменьшения количества упражнений, их повторяемости, характера и двигательных действий, нагрузка снижается. Здесь присутствуют: спокойная ходьба; растягивание и расслабление мышц, как отдельных звеньев тела, так и всего организма; элементы самомассажа; спокойные музыкальные игры или творческие задания; танцевальные движения малой интенсивности или импровизация.
В программе 1 и 2 года обучения представлены строевые и общеразвивающие упражнения, танцевальные упражнения при ходьбе, на месте и в передвижениях, беге и прыжках, суставная гимнастика. Упражнения для снятия напряжения и раскрепощения различных мышечных групп, упражнения дающие возможность применить приёмы поглаживания, растирания, разминания и вибрации для снижения физической нагрузки и расслабления. Присутствуют упражнения и танцы специального воздействия: направленные на формирование осанки, коррекции и исправления дефектов позвоночника и стопы; упражнения дыхательной гимнастики, развивающие и укрепляющие мышцы, способствующие правильному дыханию по методу А.Н. Стрельниковой, О.Г. Лабановой, К.П. Бутейко, М. Лазарева. Оригинальная гимнастика для глаз П.Ф. Лесгафта и лечебно – профилактические танцы для глаз (В. Аветисов и Ю. Манделем).
3 и последующие года обучения.
Структура занятия предполагает деление на 2 части. Но в занятиях на середине у нас нет чёткой границы между adagio и allegro. Принцип чередования движений и их переключения – главная обязанность педагога. Начало занятий у станка – традиционные разновидности plie, которые следуют за разминкой или растяжкой. Переходя к занятиям на середине, бегло повторяем упражнения, пройденные у станка. На третьем году обучения это повторение по объёму значительно, в старших оно сведено к минимуму. Соотношения во времени у станка и на середине примерно таковы:
У станка. На середине.
1 (3) год обучения 2/3 занятия 1/3 занятия
2 (4) год обучения 2/5 занятия 3/5 занятия
3 (5) год обучения 1/3 занятия 2/3 занятия
Приведённые цифры не абсолютны; они дают лишь ориентировочную схему, которая соответственно будет меняться в зависимости от состояния группы, общей натренированности, способностей, успешности прохождения курса.
Допустима и другая компоновка учебного времени, например: половина занятия, отводится на разминку и закрепление пройденного материала, вторая половина – на освоение нового материала или репетицию. Учебное время третьего года обучения распределяется между индивидуальными и групповыми репетициями в зависимости от нужд конкретной текущей работы, когда работа строится вокруг всего произведения. Но при всех этих условиях меньше 12 – 15 минут на упражнения у станка тратить нельзя.
Процесс обучения танцу сочетает наглядность, осмысление с творческим поиском учащихся. Представление о танцевальном образе складывается постепенно. Узнавая о танце, о быте и нравах, обычаях того народа, чей танец разучивается, анализ того, какое они нашли отражение в танце, основные сведения об эпохе, в которую возник танец, знакомство с отличительными особенностями костюма, правилами этикета того времени, знание того, как эти бытовые характеристики проявились в танце, расширяют и обогащают кругозор учащихся, дополняют образ, созданный музыкой.
Занятия 3 года и последующих лет обучения разнообразны как по содержанию (ритмические упражнения, упражнения развивающего характера, задания на ориентировку, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов. Для лучшего усвоения материала используем несколько методов обучения: целостный метод разучивания, метод по частям, метод «временное упрощение».
Овладение тем или иным навыком носит художественно-творческий характер, поэтому учащиеся не просто учат определённое количество движений и танцев, но на каждом занятии познают своеобразный выразительный язык хореографического искусства, получают представление о хореографии как о синтетическом виде искусства, где тесно переплетаются музыка и пластика. Возможности репертуара позволяют охватить моменты многих дисциплин:
- Классический экзерсис.
- Народно – характерный танец.
- Современный танец.
- Эстрадный танец.
- Классический танец.
- Композиция танца и этюдная работа.
- Растяжка.
Поэтическая задумчивость одного танца, сменяется необузданной весёлостью другого и сдержанностью, величавостью третьего и т. п.
Методика обучения.
Процесс обучения условно разделён на три этапа: начальный этап обучения отдельному упражнению, этап углубленного разучивания движения, этап закрепления и совершенствования движения.
Начальный этап – создаём предварительное представление об упражнении (рассказ, показ, проба). Название упражнения формирует образ, активизирует ЦНС. Показ в зеркальном отображении, яркий, понятный и выразительный. Показ создаёт образ – модель будущего движения. Объяснение техники дополняет информацию, полученную при показе; должно быть образное, краткое, с использованием гимнастической и хореографической терминологии для быстрого запоминания и воссоздания отдельных элементов в общей композиции.
Углубленный этап – уточняем и совершенствуем детали техники выполнения. Уточняем двигательное действие, ритм, свободное и слитное выполнение, выявляем и устраняем ошибки. Количество повторений в одном движении увеличивается по сравнению с предыдущим этапом.
Этап закрепления и совершенствования – создаём двигательный навык, с переходом в умение высшего порядка. Выполнение упражнений идёт технично с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Качество выполнения делается с учётом удержания правильной осанки.
Направляющая и воспитывающая роль педагога состоит в формировании «школы движений», танцевального стиля, показа выполнения танцевальных комплексов с хорошей осанкой, амплитудой и техникой движений, сознательного отношения к обучению, не снижая значения коррекционно – профилактических задач. Это повышает интерес к занятиям любой сложности, стимулирует к активному и творческому труду, эффективной адаптации организма детей.
Возраст детей осваивающих программу.
Процесс обучения танцу требует значительного времени и внимания. Для этого необходимо, прежде всего, соблюдение такого условия, как преемственность в обучении, начиная с детского сада до юношеских коллективов. Очень важно продолжение обучения в возрасте 10 – 12 и затем в 13 – 16 лет. В этом возрасте переходят непосредственно к изучению танцевального репертуара, знакомят учащихся с народным музыкальным и танцевальным искусством, а также с бальными танцами и их композициями. В школьном возрасте закладываются навыки поведения в обществе, основы культуры общения, а также формируются художественный вкус и интерес к музыке, к танцу.
Условия социализации личности ребёнка.
Занятия хореографическим искусством органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека.
Результативность программы.
Предварительное тестирование показывает низкий уровень знаний и физической подготовки. Но результаты проделанной работы, весьма успешны:
- областной фестиваль «Добрые дела родному краю» (танец «Синяя птица» и «Нежность») г. Ульяновск 2006 год;
- областной фестиваль «Поделись улыбкою своей» (танец «Рыжий Ап» и «Вдохновение») г. Ульяновск 2007 год;
- конкурс «Призвание» регионального молодёжного проекта «Шаг на встречу» 3 место (танец «Рыжий Ап» и «Вдохновение», «Нежность» и «Синяя птица) г. Ульяновск 2007 год.
- районный фестиваль «Ритмы улиц» 3 место (танец «Виват») р.п.Чердаклы 2008 год;
- областной фестиваль «Красота спасёт мир» (танец «Виват») г. Ульяновск 2008 год;
- областной фестиваль (танец «Виват») г. Ульяновск 2008 год;
- областной фестиваль «Зажги свечу в память» (танец «Индия») г. Ульяновск 2009 год;
- районный фестиваль танцевальных коллективов (танец «Вечность») 1 место р.п.Чердаклы 2010 год;
Условия реализации программы.
Максимальная наполняемость группы 15 человек. Форма одежды спортивно – гимнастическая, не сковывающая движений: купальник, леггинсы, носочки, чешки; у мальчиков – футболка, шорты в тёплое время года, спортивные брюки в холодное время году. Причёска у девочек – гладко зачёсанные и собранные в пучок волосы. Идеальное помещение: просторный проветриваемый класс соответствующий санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности.
Методическое обеспечение:
*образовательная программа;
*музыкальный и литературно – художественный материал.
Оборудование:
*музыкальный центр;
*кассеты и диски с фонограммами;
*коврики для занятий на полу.
Содержательная часть 1 год обучения
Раздел 1. Введение.
Тема 1.1 Введение в программу.
Задачи: Познакомить учащихся с образовательной программой «Гармоника», с правилами техники безопасности при проведении занятий. Сообщить цели, задачи и планы на учебный год. Диагностика физического уровня развития.
Теория (1ч): Знакомство детей с образовательной программой «Гармоника». Правила техники безопасности поведения в объединении. Правила гигиены и требования к одежде для занятий. Арттерапия – как мир музыки и танца в гимнастическом упражнении.
Раздел 2. Гармоника.
Тема 2.1 Строевые упражнения (7ч).
Задачи: Способствовать формированию правильной осанки, развитию глазомера, чувству ритма и темпа. Научить коллективным действиям с поднятием эмоционального состояния.
Теория (1ч): Что такое строевая. Команды, строевые стойки, повороты на месте и в движении. Применение строевых приёмов.
Практика(1ч): Построение в колонну, шеренгу, круг. Весёлые расчёты: «Шишки, жёлуди, орехи», «Красный, синий, зелёный» и т.д.
Практика(1ч): Перестроение из одной шеренги в две, три, и уступами. Из шеренги в колонны захождением плечом, из колонны по одному в колонну по три уступами в одну или разные стороны.
Практика(1ч): Передвижение походным шагом, строевым и бегом.
Практика(1ч): Передвижение по диагонали, в обход. Перестроение из колонны по одному – в колонну по 2 (3,4,5) поворотом в движение, из колонны по одному в колонну по 2-4-8 дроблением и сведением.
Практика(1ч): Фигурная маршировка. Круг, диагональ, змейка, спираль. Размыкание с приставными шагами, с поворотами, с прыжком. Смыкание к середине построения и в сторону.
Контроль(1ч): По раздаточным карточкам (в форме цветка), выполнить заданные строевые упражнения.
Тема 2.2 Общеразвивающие упражнения при ходьбе, на месте и в передвижениях (8ч).
Задачи: Оказать избирательное воздействие на отдельные группы мышц с регулированием физической нагрузки.
Теория(1ч): Беседа об упражнениях различной направленности, их целесообразности и применении.
Практика(1ч): Изучение комплекса «Колобок и 2 жирафа», направленное на развитие мышечной силы и подвижности суставов рук. Выполняется с хлопками или погремушками.
Практика(1ч): Изучение комплекса «В небе облака» - для дальнейшего проведения подготовительной части занятия с шагами.
Практика(1ч): Изучение комплекса «Яблоки – веники» - при выполнении на месте и в передвижениях при хорошем ритме и темпе.
Практика(1ч): Изучение комплекса «Степ-марш» со степ - шагами, развивающими силу ног. Весело, маршеобразно.
Практика(1ч): Изучение комплекса «Кручу – верчу» с прыжками и в передвижениях.
Практика(1ч): Изучение комплекса «Карусель» в передвижениях и по кругу.
Контроль(1ч): Игра – загадка «Угадай, что я танцую». Комплексы «Волшебный цветок», «Белочка».
Тема 2.3 Суставная гимнастика (8ч).
Задачи: научить схеме разминки по анатомическому признаку.
Теория(1ч): Что такое опорно – двигательный аппарат. Суставная гимнастика, как разогревающий элемент для организма с повышенным оздоровительным эффектом. Общая схема суставной гимнастики.
Практика(1ч): Изучение разминки «Джазовая». Игра «Идём по островам».
Практика(1ч): Образно – игровой, танцевальный комплекс «Маруся», на развитие подвижности и гибкости в различных суставах.
Практика(1ч): Танцевальный, ритмичный комплекс на развитие подвижности различных суставов «Снип-снап».
Практика(1ч): «Танго сидя» на развитие подвижности позвоночного столба и силу мышц туловища.
Практика(1ч): «Модница» как комплекс для подготовительной части занятия. Игра «Волшебный цветок».
Практика(1ч): «Карнавал» - комплекс танцевального характера для подготовительной части занятия. Игра «Три пингвина».
Контроль(1ч): Придумать и исполнить свою схему суставной гимнастики в соответствии с общей схемой.
Тема 2.4 Упражнения в беге и прыжках (8ч).
Задачи: Научить регулировать физическую нагрузку сложных по координации движений, с изменением формы, темпа и высотой выполнения.
Теория(1ч): Познакомить с классификацией видов бега: обычный, с высоким поднятием бедра, с захлёстыванием голени, со сменой ног (впереди, сзади, в стороны), скрестными шагами, семенящим бегом, бег с прыжками (подскоками), с дополнительным движением рук, с поворотами, бег спиной и боком, с остановками, с изменением направления (по сигналу), с преодолением препятствий, бег с чередованием (прыжки, ходьба_, челночный бег. Ознакомить с классификацией прыжков» на 1 или 2 ногах, сгиб – разгиб (с одной ноги вперёд, в стороны, назад), перепрыгивание с ноги на ногу, прыжком ноги врозь – вместе (вперёд одной ногой или в стороны), прыжки с междускоком, прыжки с поворотами и в передвижениях, в различных направлениях, шаг с подскоком.
Практика(1ч): Фигурный бег и комплекс «Прыгалка» прыжкового характера на развитие координации движений.
Практика(1ч): «Кадриль по кругу» на тренировку сердечно – сосудистой системы и дыхания. Весело, задорно с использованием элементов танцевальной кадрили.
Практика(1ч): «Шалунья» - беговое упражнение с переходом на ходьбу и дыхание.
Практика(1ч): «Трамплин»
Практика(1ч): «Русские притопы» - усложнённый вариант кадрили по кругу с притопом.
Практика(1ч): «Хулиганчики»
Контроль(1ч): Проверка элементов комплексов по желанию в ритме попурри.
Тема 2.5 Упражнения на расслабление мышц (8ч).
Задачи: Научить напрягать одни мышечные группы и расслаблять другие, для улучшения качества двигательных навыков.
Теория(1ч): Объяснить, что умение расслабляться, есть неотъемлемая часть тренировочного или оздоровительного процесса.
Практика(1ч): Выполнение упражнения соответственно текста «Медузы». Комплексное упражнение «Сосулька» - на расслабление мышц рук и ног при использовании силовой нагрузки.
Практика(1ч): «Чебурашка» - комплексное упражнение на восстановление дыхания и расслабление мышц.
Практика(1ч): Комплекс образного характера «Чайка», способствует развитию выразительности и плавности движений.
Практика(1ч): «Жаворонок» - комплекс упражнений образного характера, способствует навыкам слитных и мелких движений.
Практика(1ч): Образный комплекс «Петухи запели», с элементами самомассажа, для мобилизации в подготовительной части занятия и развития выразительности и координации движений.
Практика(1ч): «Лягушка крк-ке-ке» - с элементами ударного самомассажа рук, головы, туловища и ног танцевально - игрового характера. Упражнение «Мелодия ветра».
Контроль(1ч): Применить по выбору упражнения на расслабление после комплексного занятия.
Тема 2.6 Упражнения для формирования и закрепления осанки (8ч).
Задачи: Создать представление о правильной осанке и о её формировании.
Теория(1ч): Понятие об осанке, её виды, характеристики.
Практика(1ч): Образная композиция «По ниточке», с элементами танца с использованием специальных коррегирующих упражнений на формирование, закрепление, проверку и контроль за правильной осанкой. Подвижная игра «Ходим в шляпах».
Практика(1ч): Композиция «Матрёшки», выполняется с мешочком или книгой на голове для формирования правильной осанки. Подвижная игра «Пятнашки» - Запятнай с неправильной осанкой.
Практика(1ч): Выполнение на стуле композиции «Лезгинка» для укрепления мышц ног и брюшного пресса. Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь» - на формирование осанки.
Практика(1ч): Композиция «Рок-н-ролл лёжа» на развитие силы мышц брюшного пресса и сгибателей бедра.
Практика(1ч): Композиция «Солдатики», выполняется с палкой за спиной на формирование правильной осанки.
Практика(1ч): Композиция «Рыба – пила» на укрепление мышц спины, для коррекции осанки. «Дельфин» - на вытягивание мышц позвоночника.
Контроль(1ч): проверка знаний в виде сказочного сюжета с обязательным включением композиций.
Тема 2.7 Упражнения для профилактики плоскостопия (8ч).
Задачи: Научить методам профилактики плоскостопия.
Теория(1ч): Беседа об отличительных признаках плоскостопия. Что такое плоскостопие. Способы профилактики в упражнениях лёжа, сидя, стоя и в ходьбе.
Практика(1ч): Образная танцевальная композиция «Жёлтые ботинки», на укрепление сводов стопы. Подвижная игра «Карлики и великаны».
Практика(1ч): «Летка – Енка» с элементами самомассажа. Подвижная игра «Передай мяч ногами».
Практика(1ч): «Брови» - на профилактику, укрепление и формирование сводов стопы. Эстафета «Нарисуй солнышко».
Практика(1ч): «Канкан» - на формирование и укрепление свода стопы и развитие сердечно – сосудистой системы организма. «Цыганочка» - на укрепление мышц стопы.
Контроль(1ч): Отпечатка сводов стопы на листах бумаги с помощью погружения ступней в гуашь. Перечислить способы профилактики и показать некоторые из них.
Тема 2.8 Дыхательная гимнастика (8ч).
Задачи: Научить методам дыхательной гимнастики.
Теория(1ч): Ознакомить с тремя типами дыхания (ключичное, грудное, брюшное). Различия и приоритеты.
Практика(1ч): Упражнения, способствующие формированию различных видов дыхания.
Практика(1ч): Тренировка речевого аппарата.
Практика(1ч): Комплекс дыхательных упражнений по методу А.И. Стрельниковой из 14 номинаций: 4 для туловища, 4 для ног, 3 на расслабление.
Практика(1ч): Упражнения волевой ликвидации глубокого дыхания по К.П. Бутейко.
Практика(1ч): Исцеляющие звуки по методу М. Лазарева.
Практика(1ч): Дыхательные упражнения со стихами и речитативами.