С 12 по 16 марта в центре «Алые паруса» проходила профильная смена для обучающихся 1-4 классов «Обучение исследовательской деятельности младших школьников». Помимо изучения теории на смене ребятам предстояло разработать и защитить свой проект.
«Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования», - рассказывает директор центра «Алые паруса» Владимир Туктагулов. Логика каждого исследования специфична, ведь исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащённости исследования и своих возможностей. Однако в рамках смены преподаватели обращались к основным категориям исследовательской работы и вместе с детьми разбирали алгоритмы разработки программ исследования.
«Такая смена очень важна для детей, она дает им рост, потому что в начальной школе они в основном создают проекты с помощью родителей или педагогов. Самостоятельно ребенок в начальной школе еще не может создать исследовательский проект – в основном они носят информационный характер. А здесь мы делаем акцент именно на самостоятельность», - отмечает учитель начальных классов и руководитель научного общества младших школьников гимназии № 44 имени В.Н.Деева Елена Тургульдинова.
Каждый учебный день начинался с презентации работ. Кто-то привез готовые продукты, кто-то дорабатывал свои начинания на месте, дополняя их полученными знаниями. Помимо экспертной оценки шло общее обсуждение: участники смены активно включались в дискуссию по каждому из проектов, помогали друг другу в работе над ошибками и предлагали дальнейшие варианты развития идей. Тематика работ была самой разнообразной: краеведение, изучение фамильных архивов, изучение клеток, здоровое питание, собственный малый бизнес, тепло- и водоснабжение, плетение из лозы, собственноручное создание пластилина. Заметно, что дети очень переживают о состоянии окружающей среды - много работ было посвящено решению экологических проблем.
Ежедневно, помимо демонстрации своих работ, в течение трех учебных часов ребята изучали теорию. В центре внимания находились общие исследовательские умения и навыки – умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать. Также ученики тренировались использовать умения и навыки наблюдения при проведении экспериментов, учились делать выводы и умозаключения. Важным элементом учебы в рамках смены стало обучению искусству самопрезентации.
«В эту смену я проводила занятия на развитие умения выдвигать гипотезы при организации исследовательской деятельности. Теоретическая часть содержала конкретные рекомендации для выдвижения и верных формулировок гипотез. Далее ребята упражнялись и выдвигали различные гипотезы к предложенным проблемным ситуациям», - комментирует свои уроки Галина Ларионова, учитель начальных классов Первомайской средней школы Чердаклинского района. Однако плодотворность работы обеспечивается не только активным изучением теории. По словам педагога, большую роль играет и то, что здесь дети расширяют свой круг общения за счет единомышленников. Новые знакомства, новые идеи со всей области в том числе, и с новыми учителями, их методами позволяют еще раз оценить свои способности, проявить свои таланты, свою неординарность. Кроме того, смена готовит и к конкурсам, связанных с представлением проектов – как региональным, так и федеральным – многим из ребят в ближайшем времени предстоит принять в них участие. В то же время подготовка проектов и выход с ними на конкурсы здесь - не самоцель. Заместитель директора Октябрьского сельского лицея по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов Татьяна Туктагулова подчеркивает значимость этой работы для развития личности ребенка: «Жизнь человека – движение по пути познания. Каждый шаг обогащает нас, если благодаря новому опыту мы начинаем видеть то, что ранее не замечали и не понимали. Но вопросы к миру – прежде всего вопросы к себе. Важно, чтобы в процессе организации исследовательской деятельности обучающихся сохранялась ситуация предзаданной неизвестности, благодаря чему совершенно по-особому начинает выстраиваться вся система взаимодействия участников образовательных отношений».
Ильгиз Чимаев учится в 44 гимназии. В школе он еще не изучал физику, но уже увлекается ей. «Мой проект - «Как работает вода на ТЭЦ». В современном мире практически не обойтись без электричества, и мне стало интересно, откуда оно берется. Поэтому решил исследовать принцип работы и устройство ТЭЦ. Все макеты изготовил своими руками», - рассказывает Ильгиз. Со своим проектом он уже неоднократно занимал первые места, в том числе в Москве на конференции «Первые шаги в науке» в секции «Физика».
Исследовательский проект ученицы второго класса Октябрьского сельского лицея Насти Петросовой называется «От рождения до преображения». Её внимание привлекли меловые отложения в Сенгилеевском районе: «Я наблюдала, как добывается природный мел в открытом карьере, как он перерабатывается на заводе, изучала его применение в строительстве, сельском хозяйстве, в производстве лекарств. Проведённые мною опыты позволили выяснить свойства мела, а главным открытием для меня стало, то, что мел – это, оказывается, останки древних организмов - фораминифер, живших в воде миллионы лет назад».
В смене принимали участие и учащиеся первых классов, которые, конечно же, привезли проекты, сделанные с помощью родителей, педагогов. У них только закончился букварный период, но благодаря своему исследовательскому настрою, они активно познают окружающий мир. Соня Власова ходит в первый класс Ишеевского многопрофильного лицея имени Н.К.Джорджадзе. «Я очень люблю лепить из пластилина и исследовала его, потому что мне захотелось узнать, возможно ли его приготовить в домашних условиях. Я думала, что пластилин состоит из сложных химических веществ, но когда я поискала информацию в интернете, то увидела, что можно приготовить свой домашний пластилин, намного лучше и безопаснее», - делится впечатлениями юный исследователь.
|